Федерация профсоюзов Красноярского края
О ФПКК
Для работников
Социальное партнерство
Для профактивистов
Профсоюзные акции
Официальные документы
"Профсоюзы Красноярья"
Ваш вопрос - наш ответ
Молодежный совет ФПКК
АгитPRоф

ФПКК-ТВ
Профбиблиотека
Профсоюз помог
О зарплате
Партия ''Союз Труда''
Профсоюзные каталоги
Охрана труда
Отдых и оздоровление
Профсоюзы и спорт
Власть о профсоюзах
ФПКК в сети
ТОП-10 fpkk.ru

Первое профсоюзное интернет-тв


 Новое на сайте:

Нам 15 лет!

Совет ФПКК № 25 от 31.08.2017

Совет ФПКК № 24 от 22.06.2017

Отстоять права работников: опыт профсоюзов СФО и УрФО


На сайте размещено
материалов: 2415


"Всероссийская политическая партия Союз Труда"

"Профсоюзы Красноярья"

Подписка на Солидарность с приложением Профсоюзы Красноярья

Twitter YouTube LiveJournal Facebook вКонтакте

Полный каталог профсоюзных сайтов России! (структура ФНПР)

Профсоюзные средства массовой информации в сети Интернет

Структуры профсоюзного образования в сети Интернет

Зарубежные профсоюзные сайты на русском языке (международные объединения профсоюзов и другие профсоюзные организации и структуры разных стран)

www.fnpr.ru

Представительство ФНПР в СФО

Газета Солидарность

Академия труда и социальных отношений


Восточно-Сибирский региональный учебный центр профсоюзов

 
Визитка Федерации профсоюзов Красноярского края (файл в формате pdf, готовый для печати)
В представлении профсоюзов края работа должна быть в радость и удовольствие, а работники должны быть уважаемыми гражданами в обществе и на рабочем месте.

Для профактивистов

Начисление районного коэффициента и процентной надбавки на минимальный размер оплаты труда


В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в нашей стране устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации). Иными словами, каждый работающий гражданин России имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

По смыслу приведенных конституционных положений, «институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума» (определения Конституционного суда РФ от 25.02.2013 года № 327-О, от 01.10.2009 года N 1160-О-О, Постановление КС РФ от 27.11.2008 года N 11-П).

Нормы Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда.

Однако, при внесении законодателем изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации уровень таких гарантий был значительно снижен.

Так, в апреле 2007 года Федеральным законом от 20.04.2007 №54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть вторая, которая однозначно определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый Федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Кроме того, из статьи 133 ТК РФ исключена часть четвертая, согласно которой размеры тарифных ставок, окладов работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда.

Внесенные законодателем изменения позволили работодателям всех уровней (организациям всех форм собственности), игнорируя нормы Конституции Российской Федерации и трудового законодательства, не учитывать интересы работников и нарушать защищаемое законом право работников на достойную оплату труда не ниже установленного ФЗ минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации), необоснованно включая в него составляющие заработной платы: компенсационные и стимулирующие выплаты.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.

При этом, устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать, как положения части третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и положения статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1557-О-О и от 25 февраля 2010 года N 162-О-О).

Как следует из постановлений Верховного Суда Российской Федерации, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженные им в определениях от 1 октября 2009 года N 1160-О-О и от 25 февраля 2010 года N 162-О-О, учитываются в судебной практике.

В частности, в вынесенных Верховным Судом Российской Федерации по конкретным делам определениях от 24 июня 2011 года, от 29 июля 2011 года и от 7 октября 2011 года указывается, что при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.

Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Таким образом, в соответствии с Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.06.2011 № 52-В11-1, обязанность работодателя по выплате заработной плате работникам минимального размера оплаты труда (без учета районного коэффициента и надбавки за стаж работы) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях носит регулярный характер и не должна быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия судебных решений.

Позиция Верховного Суда РФ позволила работникам в 2012 году в Красноярском крае активно обращаться в суд за разрешением индивидуальных трудовых споров по взысканию не начисленных на МРОТ районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями.

Так, Минусинский межрайонный прокурор в интересах ряда работников МКДОУ «Тесинский детский сад» обратился в суд о взыскании сумм по трудовому договору сверх МРОТ. Все иски были удовлетворены частично за три месяца, предшествующие обращению в суд, т.е. в пределах сроков обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора (Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 19.01.2012г.).

Богучанский районный суд, рассматривая заявление по иску прокурора Богучанского района в интересах работника к МКДОУ «Детский сад «Солнышко» о выплате надбавок к МРОТ (за период январь -- апрель 2012г., август – сентябрь 2012г.), удовлетворил требования без учета сроков обращения в суд (Решение Богучанского районного суда Красноярского края от 13.12.2012г.).

Положительная судебная практика по взысканию недоначисленной и невыплаченной заработной платы сверх МРОТ отмечена в Енисейском районе. Так, Енисейский межрайонный прокурор обратился в интересах работников МБДОУ «Детский сад № 11 «Солнышко» в суд о выплате недоначисленной зарплаты за сентябрь – декабрь 2012г. и с просьбой обязать в дальнейшем начислять и выплачивать указанным работникам заработную плату не ниже одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера. Решением Енисейского районного суда Красноярского края от 28.12.2012г. требования прокурора удовлетворены; при этом суд обязал детский сад, начиная с 1 января 2013 года, начислять заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с последующим начислением на нее районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к району Крайнего Севера.

По сведениям, представленным членскими организациями ФПКК, в 2012 году решениями судов в пользу работников образовательных учреждений было постановлено:

в Богучанском районе – 52 решения суда на сумму 1,750 млн.руб. (7 школ, 6 детских садов);

в г.Енисейск – 61 решение суда на сумму 192,0 тыс. руб. (3 школы, 8 детских садов);

в Енисейском районе – 29 судебных решений на сумму 136,0 тыс.руб. (2 школы);

в г.Лесосибирск – 22 судебных решения на сумму 74,1 тыс.руб. (6 школ и 4 детских сада). В настоящее время в Енисейском районе и г. Лесосибирске на рассмотрении находится еще 461 иск.

В пользу работников медицинских учреждений постановлено:

г.Лесосибирск, Центральная районная больница – 156 решений на сумму 1738,8 тыс.руб. в 2012 году, на сумму 776 тыс.руб. – в текущем;

г.Енисейск, Центральная районная больница – 85 решений на сумму 97 тыс.руб.

Помимо решений судов, принимаемых в пользу работников, есть и отрицательная практика судов по указанному вопросу. Так, решением Кировского районного суда г. Красноярска от 08.08.2012г. в удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах работника к МБОУ «Общеобразовательное учреждение лицей № 6 «Перспектива» о взыскании заработной платы отказано.

Суд не согласился с доводами прокурора о том, что включение районного коэффициента, процентной надбавки и доплаты за совмещение должностей в размер заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, не соответствует Конституции РФ и трудовому законодательству и нарушает права работника, в связи с тем, что Законом Красноярского края № 13-2823 от 24.12.2004г., с последующими изменениями, внесенными Законом Красноярского края № 13-6172 от 06.10.2011г. «О внесении изменений в отдельные Законы края в области оплаты труда работников краевых государственных учреждений» установлен размер минимальной заработной платы (региональная выплата) в сумме 5426 руб. (по состоянию на 2012г.) для г. Красноярска. При этом установлено, что данная региональная выплата включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

Решением Минусинского городского суда Красноярского края от 21.05.2012 г. в удовлетворении исковых требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах работника к МКДОУ «Селиванихинский детский сад», администрации Минусинского района о взыскании заработной платы отказано. Суд исходил из того, что положения, предусмотренные главой 50 Трудового кодекса РФ, в части начисления работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, размер которой должен составлять не меньше установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, на возникшие правоотношения не распространяются, т.к. Минусинский район не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям согласно Перечню, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. (о расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера)».

Что касается разрешения вопроса путем четкого законодательного регулирования, то в октябре 2011 года группа депутатов, в том числе депутат от Красноярского края Р.В.Кармазина, внесли в Государственную Думу Федерального Собрания РФ законопроект о внесении следующих изменений в Трудовой кодекс РФ»:

1) в статье 133: дополнить часть четвертую следующим содержанием:

«В размер минимального размера оплаты труда не включаются выплаты за работу в особых климатических условиях»;

2) в статье 133.1: дополнить часть пятую следующим содержанием:

«В размер минимального размера оплаты труда не включаются выплаты за работу в особых климатических условиях».

По данному законопроекту более полутора лет проводились консультации и только в марте текущего года Правительством РФ было принято окончательное решение его отклонить, поскольку «предлагаемое законопроектом правовое регулирование для минимального размера оплаты труда не соотносится с действующим в настоящее время законодательным регулированием вопросов заработной платы»…

Татьяна Пляскина, заведующая правовым отделом Федерации профсоюзов Красноярского края



14.06.2013 - 23:38
7804



Версия для печати Версия для печати

Наверх

© Красноярское краевое объединение организаций профсоюзов
''Федерация профсоюзов Красноярского края'', 2003-2016
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Рейтинг@Mail.ru