Федерация профсоюзов Красноярского края


О ФПКК
Для работников
Социальное партнерство
Для профактивистов
Профсоюзные акции
Официальные документы
"Профсоюзы Красноярья"
Ваш вопрос - наш ответ
Молодежный совет ФПКК
АгитPRоф

#ПрофсоюзыПротив!
ФПКК-ТВ
Профбиблиотека
Профсоюз помог
О зарплате
Партия ''Союз Труда''
Профсоюзные каталоги
Охрана труда
Занятость населения
Отдых и оздоровление
Профсоюзы и спорт
В помощь информработникам
ФПКК в сети
ТОП-10 fpkk.ru

Первое профсоюзное интернет-тв


 Новое на сайте:

Дотянуть до зарплаты, или как выполняются майские

Оплата труда - на контроле

X Съезд ФНПР: палитра мнений красноярской делегации

Совет ФПКК № 45 от 30.05.2019


На сайте размещено
материалов: 2559


"В помощь информационным работникам профсоюзов"

"Профсоюзы Красноярья"

Подписка на Солидарность с приложением Профсоюзы Красноярья

Twitter YouTube LiveJournal Facebook вКонтакте

Полный каталог профсоюзных сайтов России! (структура ФНПР)

Профсоюзные средства массовой информации в сети Интернет

Структуры профсоюзного образования в сети Интернет

Зарубежные профсоюзные сайты на русском языке (международные объединения профсоюзов и другие профсоюзные организации и структуры разных стран)

www.fnpr.ru

Газета Солидарность

"Всероссийская политическая партия Союз Труда"

Академия труда и социальных отношений


Восточно-Сибирский региональный учебный центр профсоюзов

 
Визитка Федерации профсоюзов Красноярского края (файл в формате pdf, готовый для печати)
В представлении профсоюзов края работа должна быть в радость и удовольствие, а работники должны быть уважаемыми гражданами в обществе и на рабочем месте.

Нормотворчество

Таблица поправок, необходимых для внесения в Трудовой кодекс РФ наряду с Законопроектом № 329663-3, подготовленным ко второму чтению в Государственной Думе РФ

Подготовлены отделом правовой работы Федерации профсоюзов Красноярского края, 25.01.2006 г.


п/п
Текст, к которому предлагается поправка
Автор
поправки
Содержание
поправки
 
Новая редакция текста законопроекта с предлагаемой поправкой
 
Краткая мотивировка

1
2
3
4
5
6
1.     
      Статья 29. Представители работников (извлечения)
(…) Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров (извлечения)
       (…) Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). (…)
 
     В статьях 29 (ч. 3) и 37 (ч. 6) слова “соответствующие” исключить оставить только слово “профсоюзы”.
       Статья 29. Представители работников (извлечения)
       (…) Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
        Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров (извлечения)
  (…) Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется профсоюзам (объединениям профсоюзов). (…)
       На практике, например, в г. Красноярске отсутствуют соответствующие профсоюзы на уровне города, а в краевом центре находится Федерация профсоюзов края, ее членские организации и краевые объединения работодателей, которые сформировали на территориальном уровне с администрацией города социальное партнерство и заключают городское территориальное соглашение.
Слово “соответствующие” (профсоюзы) в данном случае лишь может препятствовать сложившемуся положительному диалогу.
2.     
      Пункт 46 Законопроекта № 329663-3: статью 45 изложить в следующей редакции:
"Статья 45. Соглашение. Виды соглашений (извлечение)
(…) Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования (…)
 
        Статья 45 ТК РФ относительно понятий “региональное” и “территориальное” соглашение после слов “Общие принципы регулирования социально-трудовых отношений” дополнить словами: “в том числе оплаты труда”, а после слов “общие условия труда” дополнить “в том числе условия оплаты труда”.
 
  Статья 45. Соглашение. Виды соглашений (извлечение)
(…) Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, в том числе оплаты труда и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.
 Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, в том числе условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования (…)
 
  Понятия в действующем варианте вызывают постоянные споры и возражения против регулирования вопросов оплаты труда в соглашениях, поскольку в содержании этих понятий оплата труда не упоминается.
 
3.     
 Пункт 55 Законопроекта № 329663-3: "Статья 57. Содержание трудового договора (извлечение)
(…) условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); (…)
 
 
         Статья 57 ТК РФ Абзац условия оплаты труда дополнить в скобках фразой: “а также условия оплаты труда, установленные работникам организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами”.
 
 Пункт 55 Законопроекта № 329663-3: "Статья 57. Содержание трудового договора (извлечение)
(….) условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, а также условия оплаты труда,  установленные работникам организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами); (…)
 
         Дополнение вызвано тем, что в бюджетной сфере законами субъектов Федерации устанавливаются нередко различного вида выплаты, которые в силу Бюджетного кодекса РФ при отсутствии средств приостанавливаются.
Судебные органы считают, что такие выплаты не являются условием трудового договора и порядок отмены этих выплат не является изменением существенных условий трудового договора, хотя они включаются в средний заработок, предусмотрены системой оплаты труда в связи с трудовыми отношениями бюджетников. Трудовые отношения возникают на основе трудового договора (ст. 16 ТК РФ). Если надбавка за стаж работы 40% к окладу педагога установлена краевым законом, (а ст. 135 ТК РФ именно такой порядок установления заработной платы предусматривает), не является  условием трудового договора, то это абсурдное утверждение, противоречащее ст. 16 ТК РФ.
4.     
        Статья 82. Обязательное участие выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (извлечение)
          При принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу данной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях. (…)
 
 
       Статья 82 ТК РФ после слов “не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий” дополнить словами: “по внесению изменений в штатное расписание и увольнению работников”.
Дополнить часть I ст. 82 ТК РФ предложениями: “При угрозе массового увольнения работодатель представляет выборному профсоюзному органу заключение соответствующих органов государственного надзора и контроля о соответствии остаточной численности работников требованиям нормативов обслуживания, охраны труда и техники безопасности. При отсутствии такого заключения массовое увольнение работников не допускается.
           Предложение “Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или)” дополнить словами “региональных” и далее по тексту
.
 
        Статья 82. Обязательное участие выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (извлечение)
          При принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу данной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, по внесению изменений в штатное расписание и увольнению работников а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) региональных территориальных соглашениях. При угрозе массового увольнения работодатель представляет выборному профсоюзному органу заключение соответствующих органов государственного надзора и контроля о соответствии остаточной численности работников требованиям нормативов обслуживания, охраны труда и техники безопасности. При отсутствии такого заключения массовое увольнение работников не допускается. (…)
Необходимость внесения изменений вызвано постоянными разногласиями по поводу сроков начала проведения соответствующих мероприятий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 На практике многие годы этот вопрос регулируется региональным соглашением, но действующая редакция статьи вызвала препятствие
5.     
Статья 373. Порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (извлечения)
При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктом 2, подпунктом "б" пункта 3 и пунктом 5 статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в соответствующий выборный профсоюзный орган данной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
 
 
Статья 373 ТК РФ Часть первую необходимо дополнить фразой: “с учетом требований части второй статьи 81, статей 179, 180 настоящего Кодекса”.
Статья 373. Порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (извлечения)
При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктом 2, подпунктом "б" пункта 3 и пунктом 5 статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в соответствующий выборный профсоюзный орган данной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения, с учетом требований части второй статьи 81, статей 179, 180 настоящего Кодекса.
 
 
Действующая редакция не обеспечивает защиту прав работников, поскольку судебная практика полагается только на документы, представленные в отношении увольняемого работника. Так, увольняя 585 работников ОАО “Березовский угольный разрез” в одночасье предъявил профкому 585 проектов приказов, по каждому из которых должно было быть мотивированное мнение. Не представлены документы по другим работникам одноименных профессий, оставленных на работе, для оценки квалификации и преимущественного права на оставление на работе. Суды признали законными действия работодателя, хотя налицо явное намерение работодателя на срыв процедуры учета мнения даже по объему предъявленных документов одновременно.
6.     
Статья 392. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником вреда, причиненного организации, в течение одного года со дня обнаружения причиненного вреда.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
 
 
В  статье 392 ТК РФ
В части первой  слова «трех месяцев» заменить словами «шести месяцев», а слова «одного месяца» заменить на «трех месяцев».
Статья 392. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение шести месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение трех месяцев со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником вреда, причиненного организации, в течение одного года со дня обнаружения причиненного вреда.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
 
       Статья 392 ТК РФ Необходимо настаивать на изменении сроков в сторону увеличения, поскольку они установлены без учета специфики современных условий перехода к рыночным отношениям по аналогии с КЗоТ РФ 1971 г., когда в России не было явлений задержки заработной платы и суды строго не руководствовались только определенными сроками для обращения в суд, а рассматривали прежде всего обоснованность требований.
Сегодня ГПК РФ  и Пленум В.Суда ориентирует суды на срок для обращения к ним и при пропуске срока обращения в суд отказывают в иске. Восстановление пропущенного срока весьма оценочно.
Таким образом, в условиях массовых задержек выплаты заработной платы, (а расчетов при увольнении тем более) срок 3 месяца для обращения в суд по сути идентичен сроку давности. Суд откажет даже на стадии предварительного заседания по ГПК РФ, после чего можно считать сумму долга перед работником подарком работодателю, если расчет при увольнении не сделан, работник обращался по этому поводу в органы надзора и контроля или ждал обещанного работодателем, полагая избежать многомесячного “хождения по мукам” в судах и пропустил срок.
В свою очередь Госинспекция труда (ст. 373 ТК РФ и другие) участвует в решении вопросов восстановления на работе по закону. Однако обращение к ней чревато пропуском месячного срока, многие работники этих сроков не знают, а при отсутствии явных нарушений инспекция не решит вопроса. Не исключен в этом случае отказ в суде по факту пропуска срока.
Предлагаем добиваться увеличения сроков, как минимум, при увольнении 3 месячного срока для обращения в суд, по другим трудовым спорам в течение 6 месяцев.
Иначе неизбежны ни чем не оправданные “подарки” работодателю.
7.     
Статья 398. Основные понятия (извлечения)
(…) Момент начала коллективного трудового спора - день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров. (…)
 
 
Статья 398 ТК РФ Часть 3 ст. 398 после слов “в ходе коллективных переговоров” дополнить предложением: “по установлению и изменению условий труда (включая заработную плату), заключению, изменению и выполнению коллективного договора, соглашений, присоединению к ним, а также при отказе работодателя в ходе консультаций учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права”.
Статья 398. Основные понятия (извлечения)
      (…) Момент начала коллективного трудового спора - день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров по установлению и изменению условий труда (включая заработную плату), заключению, изменению и выполнению коллективного договора, соглашений, присоединению к ним, а также при отказе работодателя в ходе консультаций учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права. (…)
При сохранении действующей редакции статьи необходимо предложенное дополнение для уточнения предмета коллективных переговоров.

Отдел правовой работы

02.02.2006 - 20:59
1988



Версия для печати Версия для печати

Наверх

© Красноярское краевое объединение организаций профсоюзов
''Федерация профсоюзов Красноярского края'', 2003-2019
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Рейтинг@Mail.ru