Федерация профсоюзов Красноярского края


О ФПКК
Для работников
Социальное партнерство
Для профактивистов
Профсоюзные акции
Официальные документы
"Профсоюзы Красноярья"
Ваш вопрос - наш ответ
Молодежный совет ФПКК
АгитPRоф

#ПрофсоюзыПротив!
ФПКК-ТВ
Профбиблиотека
Профсоюз помог
О зарплате
Партия ''Союз Труда''
Профсоюзные каталоги
Охрана труда
Занятость населения
Отдых и оздоровление
Профсоюзы и спорт
В помощь информработникам
ФПКК в сети
ТОП-10 fpkk.ru

Первое профсоюзное интернет-тв


 Новое на сайте:

Дотянуть до зарплаты, или как выполняются майские

Оплата труда - на контроле

X Съезд ФНПР: палитра мнений красноярской делегации

Совет ФПКК № 45 от 30.05.2019


На сайте размещено
материалов: 2559


"В помощь информационным работникам профсоюзов"

"Профсоюзы Красноярья"

Подписка на Солидарность с приложением Профсоюзы Красноярья

Twitter YouTube LiveJournal Facebook вКонтакте

Полный каталог профсоюзных сайтов России! (структура ФНПР)

Профсоюзные средства массовой информации в сети Интернет

Структуры профсоюзного образования в сети Интернет

Зарубежные профсоюзные сайты на русском языке (международные объединения профсоюзов и другие профсоюзные организации и структуры разных стран)

www.fnpr.ru

Газета Солидарность

"Всероссийская политическая партия Союз Труда"

Академия труда и социальных отношений


Восточно-Сибирский региональный учебный центр профсоюзов

 
Визитка Федерации профсоюзов Красноярского края (файл в формате pdf, готовый для печати)
В представлении профсоюзов края работа должна быть в радость и удовольствие, а работники должны быть уважаемыми гражданами в обществе и на рабочем месте.

Нормотворчество

МРОТ: новые подходы к установлению минимального размера оплаты труда могут привести к значительному снижению гарантий по оплате труда работников

Как известно, федеральные законодатели сегодня решают вопрос об установлении минимального размера оплаты труда с первого сентября 2007 года в размере 2300 рублей, в отличие от первоначальных намерений установить МРОТ в размере 2000 рублей. При этом предполагается понятие МРОТ исключить из статьи 129 ТК РФ. Ситуацию комментирует Алексей БУЙКО, заведующий отделом правовой работы Федерации профсоюзов Красноярского края.


Предъявленный ко второму чтению в Государственной Думе Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" по сравнению с его вариантом, принятым в первом чтении, существенно переработан.

Предполагается увеличить МРОТ с 1 мая 2007 года до 1400 рублей, а с 1 сентября 2007 года - до 2300 рублей. При этом из Трудового кодекса РФ, на наш взгляд, исключаются важнейшие гарантии по оплате труда работников, предусмотренные частью 2 статьи 129 и частью 4 статьи 133 Кодекса.

Если первоначальный вариант Закона открыто менял формулировку МРОТ (его содержание, предполагалось, будут составлять не только тарифные ставки и оклады, но и все существующие доплаты, надбавки и компенсации, предусмотренные системой оплаты труда), то доработанный Закон признает утратившей силу часть 2 статьи 129 ТК РФ, раскрывающую понятие МРОТ. Действующая редакция статьи 129 ТК РФ предусматривает, что размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях, является величиной минимального размера оплаты труда, в которую не включаются, компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Более того, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников сегодня не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст.133 ТК РФ). Эту гарантию для работников также не сохраняют. Остаются лишь положения части 3 статьи 133 ТК РФ, согласно которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Вновь вводимая статья 133.1 ТК РФ предполагает установление размера минимальной заработной платы в субъекте Федерации региональным соглашением с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Размер такой заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В данной статье также акцентируется, что месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Таким образом, по сути в новой редакции рассматриваемого Закона завуалированы первоначальные намерения включить в МРОТ выплаты, которые ранее по положениям части 2 статьи 129 и части 4 статьи 133 ТК РФ не могли быть в него включены в полном объеме.

Законом фактически не исключается установление одинаковых уровней гарантий по оплате труда за труд не равной ценности, что несовместимо с концептуальными положениями Трудового кодекса.

На наш взгляд, новые подходы к оплате труда приведут к существенному снижению гарантированной (тарифной) части заработка работника:

- в настоящее время компенсационные и стимулирующие выплаты составляют значительную долю в структуре заработной платы, в том числе доплаты за работу во вредных условиях, за ночное время, надбавки за непрерывный стаж работы, за совмещение профессий, увеличение объема выполняемых работ, компенсации за работу в районах Севера и другие;

- новые положения ТК РФ вряд ли будут стимулировать рост заработной платы, влекут ее нивелирование, снижение стимулов для работы во вредных, опасных условиях, увеличение интенсивности труда и прочее;

- возможность включения в минимальную заработную плату компенсационных, стимулирующих и социальных выплат не приведет к повышению заработной платы в районах с тяжелыми природно-климатическими условиями, т.к. при начислении на ныне установленный МРОТ процентных надбавок и районных коэффициентов к заработной плате помимо всех прочих выплат получается сумма равная или превышающая устанавливаемые уровни МРОТ.

Предлагаемая редакция статьи 5 проекта Закона о МРОТ, предусматривающая недопущение снижения тарифных ставок, окладов, а также компенсационных выплат, установленных до дня вступления его в силу, на практике не обеспечит сохранения гарантий и компенсаций для работников, поскольку в процессе реструктуризации производств в условиях развивающейся экономики и рыночных отношений чаще всего создаются новые организационно-правовые формы на базе действующих (нередко без правопреемства), работников увольняют при переоформлении на дальнейшую работу. Поэтому установление заработной платы, как правило, производится на новых условиях, что не исключает ее значительного снижения.

Вызывает сомнение, что будут сохранены какие-либо гарантии для вновь поступающих на работу работников после принятия данного Закона.

Примером этому является разграничение полномочий между органами власти (122-ФЗ), согласно которому регулирование гарантий и компенсаций в районах Севера осуществляется самостоятельно на каждом уровне, вплоть до конкретного работодателя.

В Туруханском районе Красноярского края орган местного самоуправления, законодательно получив самостоятельность в регулировании вопросов районирования с 2005 года, в прошлом году отменил установленные с 1993 года повышенные на местном уровне размеры районных коэффициентов по мотивам недостатка бюджетных средств и приведения нормативных правовых актов "в соответствие" с федеральным законодательством.

Отмена Федеральным законом №122-ФЗ статьи 11 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", предусматривающей процентную надбавку к заработной плате молодежи с первого дня работы, на практике привела лишь к правовому вакууму и снижению уровня трудовых прав этой категории работников, хотя статья 153 № 122-ФЗ предусматривает аналогичные гарантии, как и в статье 5 данного законопроекта.

Алексей Буйко
Заведующий отделом правовой работы Федерации профсоюзов Красноярского края
22.03.2007 - 08:46
2748



Версия для печати Версия для печати

Наверх

© Красноярское краевое объединение организаций профсоюзов
''Федерация профсоюзов Красноярского края'', 2003-2019
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Рейтинг@Mail.ru