Федерация профсоюзов Красноярского края


О ФПКК
Для работников
Социальное партнерство
Для профактивистов
Профсоюзные акции
Официальные документы
"Профсоюзы Красноярья"
   2003-й год
   2004-й год
   2005-й год
   2006-й год
   2007-й год
   2008-й год
     N01-2008
     N02-2008
     N03-2008
     N04-2008
     N05-2008
     N06-2008
     N07-2008
     N08-2008
     N09-2008
     N10-2008
     N11-2008
     N12-2008
     N13-2008
     N14-2008
     N15-2008
     N16-2008
     N17-2008
     N18-2008
     N19-2008
     N20-2008
     N21-2008
     N22-2008
     N23-2008
     N24-2008
     N25-2008
     N26-2008
     N27-2008
     N28-2008
     N29-2008
     N30-2008
     N31-2008
     N32-2008
     N33-2008
     N34-2008
     N35-2008
     N36-2008
     N37-2008
     N38-2008
     N39-2008
     N40-2008
     N41-2008
     N42-2008
     N43-2008
     N44-2008
     N45-2008
     N46-2008
     N47-2008
     N48-2008
   2009-й год
   2010-й год
   2011-й год
   2012-й год
   2013-й год
   2014-й год
   2015-й год
   2016-й год
   2017-й год
   2018-й год
   2019-й год
Ваш вопрос - наш ответ
Молодежный совет ФПКК
АгитPRоф

#ПрофсоюзыПротив!
ФПКК-ТВ
Профбиблиотека
Профсоюз помог
О зарплате
Партия ''Союз Труда''
Профсоюзные каталоги
Охрана труда
Занятость населения
Отдых и оздоровление
Профсоюзы и спорт
В помощь информработникам
ФПКК в сети
ТОП-10 fpkk.ru

Первое профсоюзное интернет-тв


 Новое на сайте:

Заявление Совета Красноярского краевого союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Красноярского края» о «регуляторной гильотине»

Регуляторная гильотина: позиция профсоюзов, мнения, документы

Как накалялась сталь ЭВРЗ

Спасти ЭВРЗ! 1700 человек могут остаться без работы!


На сайте размещено
материалов: 2567


"В помощь информационным работникам профсоюзов"

"Профсоюзы Красноярья"

Подписка на Солидарность с приложением Профсоюзы Красноярья

Twitter YouTube Instagram Facebook вКонтакте

Полный каталог профсоюзных сайтов России! (структура ФНПР)

Профсоюзные средства массовой информации в сети Интернет

Структуры профсоюзного образования в сети Интернет

Зарубежные профсоюзные сайты на русском языке (международные объединения профсоюзов и другие профсоюзные организации и структуры разных стран)

www.fnpr.ru

Газета Солидарность

"Всероссийская политическая партия Союз Труда"

Академия труда и социальных отношений


Восточно-Сибирский региональный учебный центр профсоюзов

 
В представлении профсоюзов края работа должна быть в радость и удовольствие, а работники должны быть уважаемыми гражданами в обществе и на рабочем месте.

N04-2008

К вопросу о МРОТ и минимальной заработной плате

Федеральным законом № 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" установлен с 1 сентября 2007 года минимальный размер оплаты труда на уровне 2300 рублей. Однако данный закон внес неоднозначность толкования по применению указанной нормы, поставив в неравные условия огромную часть работников северных территорий по отношению к работникам южной и центральной части страны. Внесенные указанным законом поправки в Трудовой кодекс РФ могут привести к снижению государственных гарантий для работающих в районах Крайнего Севера, местностях с особыми климатическими условиями и других категорий работников.


До принятия данного закона в статье 129 Трудового кодекса РФ давалось понятие "минимальной заработной платы" как минимального размера оплаты труда (то есть устанавливаемого Федеральным законом размера месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, в который не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты).

В настоящее время МРОТ как государственная гарантия в условиях отмены его понятия и внесения изменений в Трудовой кодекс РФ органами власти и работодателями однозначно воспринимается как фактор, на основе которого в минимальную заработную плату должны быть включены не только вознаграждения за труд, но и все компенсационные (в том числе районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате) и стимулирующие выплаты. Точно так же трактуют и дают разъяснения по применению МРОТ некоторые чиновники Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, отменяя консультации Федеральной службы по труду и занятости (РОСТРУД). Позиция представителей Федеральной службы по труду и занятости — в размер минимальной заработной платы не должны быть включены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате. Что же касается компенсационных и стимулирующих выплат, то поскольку закон № 54-ФЗ не отрегулировал вопрос об их невключении, то предлагается разрешить этот вопрос в судебном порядке.

Иная позиция представителей прокуратуры некоторых регионов. Так, в Республике Тыва внесен протест прокуратуры относительно невключения в состав минимальной заработной платы всех доплат и надбавок.

Как видно из практики, внесенные изменения в Трудовой кодекс РФ в части отмены определения "минимальной заработной платы" вызвали путаницу в выстраивании и установлении заработной платы, в том числе минимальной не только в организациях, но и в органах всех уровней власти.

Еще при рассмотрении проекта закона № 54-ФЗ Федерацией профсоюзов края было подготовлено и направлено письмо на депутатов Государственной Думы РФ И.А.Исакова и А.К.Исаева, в котором высказывалась нецелесообразность предлагаемых изменений в законодательство относительно формулировки понятия "минимальный размер оплаты труда", что может привести к снижению уровня трудовых прав работников в случае принятия закона в данном виде.

При рассмотрении проекта закона во втором чтении в апреле 2007 года в адрес Президента РФ, Правительства РФ, Председателя Государственной Думы РФ и председателя ФНПР от имени Федерации профсоюзов Красноярского края были подготовлены и направлены обращения, в которых высказывались опасения возможных негативных последствий относительно принятия поправок в Трудовой кодекс РФ в части сохранения гарантированной (тарифной) части заработка работника, заинтересованности работников повышать свою квалификацию, стимула работы во вредных, опасных условиях и т.д.

Однако мнение Федерации профсоюзов края при принятии данного закона не были учтены, а на наши вопросы к Федерации независимых профсоюзов России давались ответы, что все защитные меры будут прописаны в законе.

Статья 5 Закона действительно содержит норму о запрете снижения тарифных ставок, окладов, а также компенсационных выплат по сравнению с установленными до дня вступления его в силу, но эта гарантия сохраняется только в рамках длящихся трудовых отношений и не распространяется на вновь возникшие.

Работники северных территорий и местностей с особыми климатическими условиями с принятием данного закона остались не защищенными от снижения уровня правовых гарантий труда. Возникли правовые противоречия. Так, например, в ряде районов Крайнего Севера применяются районный коэффициент 2,0 и процентная надбавка 80% и 100%. При МРОТ до 1 сентября 1100 рублей в месяц государство гарантировало работникам этих районов минимальную заработную плату в размере не менее 3300 и 3080 рублей. Сегодня с существующей формулировкой понятия заработной платы, гарантируется лишь 2300 рублей при установлении минимальной заработной платы со всеми доплатами и надбавками компенсационного и стимулирующего характера.

Высказывая обеспокоенность в том, что поставленная цель о снижении уровня бедности на практике приведет к обратным результатам относительно определенной части квалифицированных специалистов и дискриминации в оплате труда, Федерация профсоюзов края в октябре 2007 года направила Председателю комитета Государственной Думы РФ по труду и социальной политике (разработчику данного закона) Иасаеву А.К., председателю ФНПР, губернатору края, председателю Законодательного собрания края обращения предложения по устранению допущенных противоречий и введению вновь понятия "минимальной заработной платы".

Не договорившись в рамках Российской трехсторонней комиссии по определению "минимального размера оплаты труда" юристы ФНПР дают рекомендации на места, что при заключении региональных соглашений предусматривать положения, что в размер минимальной заработной платы не должны включаться компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, как противоречащие законодательству.

Отдавая на откуп регионам столь важный и спорный вопрос, высказывается мнение, что таким образом будет повышена роль и значение трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в деле создания социальных стандартов в субъектах РФ. Но, предоставив возможность субъектам РФ устанавливать минимальную заработную плату, Правительство РФ и ФНПР уходят от ответственности по сохранению прежних государственных гарантий работникам, так как на местном уровне крайне сложно, а порой невозможно договориться о невключении в понятие "минимальная заработная плата" доплат и надбавок компенсационного, стимулирующего и социального характера.

Федерация профсоюзов края 22 июня 2007 года инициировала переговоры по принятию регионального соглашения об установлении минимальной заработной платы в Красноярском крае. В силу того, что вопрос крайне сложен, переговоры несколько раз приостанавливались для консультаций и разрешения возникших противоречий и разъяснений по применению норм закона № 54-ФЗ. И только спустя четыре месяца 27 ноября 2007 года в крае было подписано Региональное Соглашение о минимальной заработной плате в Красноярском крае (текст Соглашения был опубликован в ПК №45-2007).

Федерации профсоюзов края удалось убедить стороны социального партнерства о неправомерности установления единой минимальной заработной платы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других районах края с особыми климатическими условиями. Договорились об установлении размера минимальной заработной платы в центральных и южных районах края с 1 января 2008 года — 3000 рублей, с 1 сентября 2008 года — 3500 рублей, а в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с учетом природно-климатических условий, т.е. с учетом районного коэффициента. Таким образом, в этих районах края размер минимальной заработной платы составит от 3375 рублей до 4875 рублей с 1 января 2008 года и с 1 сентября 2008 года от 3938 до 5688 рублей соответственно.

В тоже время не удалось прописать в Соглашении о невключении в размер минимальной заработной платы доплат и надбавок. При этом сторонами подписано дополнительное соглашение, где закреплена договоренность, что при принятии законодательного или иного нормативного правового акта на федеральном уровне, затрагивающего условия, установленные в указанном соглашении, стороны проведут переговоры по внесению изменений в данное Соглашение.

Наталья БАРАНОВА, заведующая отделом социально-трудовых отношений Федерации профсоюзов Красноярского края



31.01.2008 - 11:05
427



Версия для печати Версия для печати

Наверх

© Красноярское краевое объединение организаций профсоюзов
''Федерация профсоюзов Красноярского края'', 2003-2019
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Рейтинг@Mail.ru