Федерация профсоюзов Красноярского края


О ФПКК
Для работников
Социальное партнерство
Для профактивистов
Профсоюзные акции
Официальные документы
"Профсоюзы Красноярья"
   2003-й год
   2004-й год
   2005-й год
   2006-й год
   2007-й год
   2008-й год
   2009-й год
   2010-й год
   2011-й год
   2012-й год
   2013-й год
   2014-й год
   2015-й год
   2016-й год
   2017-й год
     N01-02-2017
     N03-2017
     N04-2017
     N06-2017
     N13-2017
     N14-2017
     N15-2017
     N16-2017
     N17-2017
     N18-2017
     N19-2017
     N21-2017
     N22-2017
     N23-2017
     N24-2017
     N26-2017
     N28-2017
     N29-2017
     N31-2017
     N32-2017
     N37-2017
     N38-2017
     N40-2017
     N42-2017
     N43-2017
     N44-2017
     N48-2017
   2018-й год
   2019-й год
Ваш вопрос - наш ответ
Молодежный совет ФПКК
АгитPRоф

#ПрофсоюзыПротив!
ФПКК-ТВ
Профбиблиотека
Профсоюз помог
О зарплате
Партия ''Союз Труда''
Профсоюзные каталоги
Охрана труда
Занятость населения
Отдых и оздоровление
Профсоюзы и спорт
В помощь информработникам
ФПКК в сети
ТОП-10 fpkk.ru

Первое профсоюзное интернет-тв


 Новое на сайте:

Александр Усс: "Все важные решения край будет принимать совместно с профсоюзами"

План работы Молодежного совета Федерации профсоюзов Красноярского края на 2019 год

Плодотворная работа профсоюза

Перспективный план работы ФПКК на 2019 год


На сайте размещено
материалов: 2541


"В помощь информационным работникам профсоюзов"

"Профсоюзы Красноярья"

Подписка на Солидарность с приложением Профсоюзы Красноярья

Twitter YouTube LiveJournal Facebook вКонтакте

Полный каталог профсоюзных сайтов России! (структура ФНПР)

Профсоюзные средства массовой информации в сети Интернет

Структуры профсоюзного образования в сети Интернет

Зарубежные профсоюзные сайты на русском языке (международные объединения профсоюзов и другие профсоюзные организации и структуры разных стран)

www.fnpr.ru

Газета Солидарность

"Всероссийская политическая партия Союз Труда"

Академия труда и социальных отношений


Восточно-Сибирский региональный учебный центр профсоюзов

 
Визитка Федерации профсоюзов Красноярского края (файл в формате pdf, готовый для печати)
В представлении профсоюзов края работа должна быть в радость и удовольствие, а работники должны быть уважаемыми гражданами в обществе и на рабочем месте.

N21-2017

О трудовом законодательстве от эксперта №1

Одним из главных спикеров конференции ФНПР-МОТ "Международные гарантии правозащитной деятельности профсоюзов" стал секретарь ФНПР, проректор АТиСО по правовой работе, заведующий кафедрой трудового права АТиСО, заслуженный юрист РФ Николай ГЛАДКОВ. Свои выступления признанный эксперт в области трудового законодательства, принимавший участие в разработке Трудового кодекса РФ, посвятил реализации норм международного права в трудовом законодательстве РФ и вопросам реализации и защиты трудовых прав, свобод и законных интересов работников в законодательстве РФ. Газета "Солидарность. Красноярский выпуск" приводит наиболее актуальные выдержки из выступлений Николая Георгиевича.

Основные международные акты, закрепляющие права и свободы человека в сфере труда:
• Всеобщая декларация прав человека
• Международный пакт о гражданских и политических правах
• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
• Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
• Европейская социальная хартия
• Акты Международной организации труда: декларация относительно целей и задач МОТ; декларация МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда"; конвенции и рекомендации МОТ.



О влиянии принципов международного права на развитие национального трудового законодательства

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы как высшую ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, это закрепляет ч. 1 ст. 17 Конституции РФ. В числе прав и свобод человека, которые государство признает и должно защищать, находятся трудовые права и свободы. В постановлении Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 № 10-П отмечено, что в соответствии с принципами правового государства, закрепленными Конституцией РФ, органы власти в своей деятельности связаны как внутренним, так и международным правом. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы и должны добросовестно соблюдаться, в том числе путем их учета внутренним законодательством. Таким образом, не только правоприменительный аспект обусловливает актуальность изучения и системного анализа норм и принципов международного права. Нормы и принципы международного права оказывают также влияние на развитие национального трудового законодательства.

О праве работника не выходить на работу в случае задержки или невыплаты зарплаты

Внимания заслуживают несколько малоизвестных широкой аудитории случаев применения международно-правовых норм Трудового кодекса РФ (ТК РФ). Одним из таких примеров является конвенция МОТ № 29 от 28 июня 1930 г. "Относительно принудительного или обязательного труда", и конвенция МОТ № 105 от 25 июня 1957 г. "Об упразднении принудительного труда". Отмечу, что в ст. 4 ТК РФ 2001 г. запрещение принудительного труда получило более детальное регламентирование. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 4 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ) к принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере. В системном единстве с названной нормой находятся положения статьи 142 ТК РФ, которая с момента принятия Трудового кодекса претерпела два существенных изменения. Первое: Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 17 марта 2004 г. № 2 (п. 57) разъяснил, что приостановление работы допускается не только в случае, когда задержка заработной платы произошла по вине работодателя, но и при отсутствии таковой. Поскольку статья 142 ТК РФ не обязывает работника, приостановившего работу, присутствовать на своем рабочем месте в течение периода времени, на который им приостановлена работа, а также принимая во внимание, что в силу ч. 3 статьи 4 ТК РФ нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере относятся к принудительному труду, он вправе не выходить на работу до выплаты ему задержанной суммы.

Сказанное в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. обусловило дополнение ст. 142 ТК РФ частями третьей и четвертой Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ. Теперь однозначно решен вопрос о праве работника отсутствовать на рабочем месте в период приостановления работы, соответствующие разъяснения впоследствии были исключены из п. 57 постановления Пленума Верховного Суда РФ. Более того, определен день, когда работник должен вернуться на работу: он обязан это сделать не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Второе важное изменение статьи 142 ТК РФ. Федеральным законом от 30.12.2015 № 434-ФЗ ст. 142 ТК РФ дополнена частью четвертой следующего содержания: "На период приостановления работы за работником сохраняется средний заработок". Данная новелла явилась серьезной победой ФНПР за права работников.

О допустимых и недопустимых основаниях для перевода на другую работу

Разъяснения Верховного Суда РФ со ссылкой на Конвенцию МОТ № 29 стали также основанием для внесения изменений в ст. 74 ТК РФ (в нынешней редакции это ст. 72.2 ТК РФ), а именно: "При применении статьи 74 ТК РФ, допускающей временный перевод работника по инициативе работодателя на не обусловленную трудовым договором работу в той же организации в случае производственной необходимости, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конвенции МОТ № 29 1930 года о принудительном или обязательном труде (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1956 г.) Российская Федерация обязалась упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах, т.е. всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (пункт 1 статьи 2 Конвенции). При этом в силу подпункта "д" пункта 2 статьи 2 названной Конвенции, а также ч. 4 статьи 4 ТК РФ не является принудительным трудом всякая работа или служба, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия, а именно пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии, нашествия вредных животных, насекомых или паразитов растений, а также в иных случаях, ставящих под угрозу или могущих поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения.

Учитывая названные положения, работодатель вправе переводить работника на не обусловленную трудовым договором работу для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, аварии или стихийного бедствия; для предотвращения несчастных случаев (ч. 1 статьи 74 ТК РФ в редакции от 30.12.2001).

Вместе с тем исходя из указанных положений Конвенции МОТ о принудительном или обязательном труде предусмотренный ч. 1 статьи 74 ТК РФ (в нынешней редакции ст. 72.2 ТК РФ) временный перевод работника без его согласия на не обусловленную трудовым договором работу для предотвращения простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), уничтожения или порчи имущества, а также для замещения отсутствующего работника может быть признан обоснованным при условии, что это было вызвано чрезвычайными обстоятельствами (подпункт "д" пункта 4 Конвенции, ч. 4 статьи 4 ТК РФ), или когда непринятие указанных мер могло привести к катастрофе, производственной аварии, стихийному бедствию, несчастному случаю и тому подобным последствиям. Необходимо отметить, что переводы на работу, которые требуют более низкой квалификации, допускаются только с письменного согласия работника.

Николай Гладков о МРОТ:
С принятием Конституции РФ в 1993 году, провозгласившей установление гарантированного минимального размера оплаты труда и право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, МРОТ приобрел "статус" конституционной гарантии. В 2002 году в Трудовой кодекс РФ были внесены нормы о МРОТ. Время от времени они дополнялись. В частности, в 2006 году были внесены изменения в статью 129 ТК РФ, где уточнялось, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты
С 1 сентября 2007 г. ч. 2 ст. 129 ТК РФ, содержавшая норму о невключении в величину МРОТ компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, утратила силу, и сейчас законодательное определение понятия МРОТ отсутствует. Негативным последствием этого стали нарушения со стороны работодателей, заключающиеся во "включении" в МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат.

Председатель ФНПР Михаил Шмаков на последней встрече с президентом РФ Владимиром Путиным обратился к нему с обращением по вопросу МРОТ, в котором есть обоснование, что Верховный суд РФ в течение семи лет меняет свою позицию по поводу МРОТ, а именно включать или не включать в него компенсационные и стимулирующие выплаты. Но Конституционный суд свою позицию не менял и пока "охраняет" северные территории. Да и нормы ТК РФ совершенно четко предписывают дополнительные надбавки. Они устанавливаются правительством РФ, регионы тоже могут повлиять на ситуацию. Законодатель дал возможность субъектам РФ самим регулировать отношения, связанные с увеличением минимального вознаграждения за труд, не нарушая при этом положение ч. 3 ст. 37 Конституции РФ об установлении МРОТ федеральным законом. Для этого необходимо заключить региональные соглашения о минимальной заработной плате.

В обращении президенту есть такая просьба: поручить правительству РФ внести поправки в ТК РФ в части установления норм новой редакции ч. 3 статьи 133, чтобы в ней звучало, что минимальный размер месячной зарплаты не может быть меньше МРОТ, без включения в него компенсационных и стимулирующих надбавок. Такую поправку мы предложили президенту, он, в свою очередь, сделал предложение правительству РФ, они сейчас над этим работают. Надеемся, что лед тронулся.


О защите трудовых прав работников, входящих в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций

Определением Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 № 1369-О-П было признано не действующим и не подлежащим применению положение ч.1 статьи 374 ТК РФ (в прежней редакции), согласно которому увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктом 5 ч. 1 статьи 81 ТК РФ руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

Ранее в Определении от 04.12.2003 № 421-О Конституционный Суд РФ разъяснил, что норма ч. 1 статьи 374 ТК РФ, предусматривающая увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 81 данного Кодекса руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, только с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа, – по своему конституционно-правовому смыслу и целевому предназначению – направлена на защиту государством свободы профсоюзной деятельности и не препятствует судебной защите прав работодателя на свободу экономической (предпринимательской) деятельности в случае отказа соответствующего вышестоящего профсоюзного органа дать предварительное мотивированное согласие на увольнение такого работника.

Указанные акты Конституционного Суда РФ обусловили необходимость уточнения положений ст. 374 ТК РФ. При подготовке новой редакции данной статьи разработчики опирались на положения Конвенции МОТ № 135 "О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях", согласно статье 1 представители работников на предприятии пользуются эффективной защитой от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение, основанное на их статусе или на их деятельности в качестве представителей работников, или на их членстве в профсоюзе, или на их участии в профсоюзной деятельности, постольку, поскольку они действуют в соответствии с существующим законодательством или коллективными договорами или другими совместно согласованными условиями.

Для обеспечения механизма эффективной защиты представителей работников была подготовлена новая редакция статьи 374 ТК РФ, согласно которой увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 или 3 ч. 1 статьи 81 ТК РФ, руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

Работодатель вправе произвести увольнение без учета решения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случае, если такое решение не представлено в установленный срок или если решение соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа о несогласии с данным увольнением признано судом необоснованным на основании заявления работодателя. Соблюдение указанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы соответствующий выборный профсоюзный орган права обжаловать в суд принятое работодателем решение о данном увольнении.

Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 5 ч. 1 статьи 81 ТК РФ работников, указанных в ч. 1 статьи 374 ТК РФ, допускается помимо общего порядка увольнения только с учетом мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. Если соответствующий вышестоящий выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, в течение трех рабочих дней стороны вправе провести дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

При недостижении общего согласия в результате дополнительных консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня получения соответствующим вышестоящим выборным профсоюзным органом проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении работника, имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано этим работником или представляющим его интересы выборным профсоюзным органом в соответствующую государственную инспекцию труда. В течение десяти рабочих дней со дня получения жалобы (заявления) работника или представляющего его интересы выборного профсоюзного органа государственная инспекция труда рассматривает вопрос о данном увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение указанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный профсоюзный орган права обжаловать данное увольнение непосредственно в суд и не лишает работодателя права обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Таким образом, в качестве механизма эффективной защиты было предусмотрено также участие государственной инспекции труда (при увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 5 ч. 1 статьи 81 ТК РФ). Основанием для наделения инспекции труда соответствующими полномочиями стали в том числе положения Конвенция МОТ № 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" и Протокола 1995 года к ней.

Подготовили Наталья ТОМИНА, Анастасия СОЛДАТОВА

====
Дневник Конференции ФНПР-МОТ "Международные гарантии правозащитной деятельности профсоюзов" (фото, видео, доклады и презентации участников)



01.06.2017 - 23:16
443



Версия для печати Версия для печати

Наверх

© Красноярское краевое объединение организаций профсоюзов
''Федерация профсоюзов Красноярского края'', 2003-2019
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Рейтинг@Mail.ru