Федерация профсоюзов Красноярского края


О ФПКК
Для работников
Социальное партнерство
Для профактивистов
Профсоюзные акции
Официальные документы
"Профсоюзы Красноярья"
   2003-й год
     N29-2003
     N30-2003
     N31-2003
     N32-2003
     N33-2003
     N34-2003
     N35-2003
     N36-2003
     N37-2003
     N38-2003
     N39-2003
     N40-2003
     N41-2003
     N42-2003
     N43-2003
     N44-2003
     N45-2003
     N46-2003
     N47-2003
     N48-2003
   2004-й год
   2005-й год
   2006-й год
   2007-й год
   2008-й год
   2009-й год
   2010-й год
   2011-й год
   2012-й год
   2013-й год
   2014-й год
   2015-й год
   2016-й год
   2017-й год
   2018-й год
   2019-й год
Ваш вопрос - наш ответ
Молодежный совет ФПКК
АгитPRоф

#ПрофсоюзыПротив!
ФПКК-ТВ
Профбиблиотека
Профсоюз помог
О зарплате
Партия ''Союз Труда''
Профсоюзные каталоги
Охрана труда
Занятость населения
Отдых и оздоровление
Профсоюзы и спорт
В помощь информработникам
ФПКК в сети
ТОП-10 fpkk.ru

Первое профсоюзное интернет-тв


 Новое на сайте:

Заявление Совета Красноярского краевого союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Красноярского края» о «регуляторной гильотине»

Регуляторная гильотина: позиция профсоюзов, мнения, документы

Как накалялась сталь ЭВРЗ

Спасти ЭВРЗ! 1700 человек могут остаться без работы!


На сайте размещено
материалов: 2567


"В помощь информационным работникам профсоюзов"

"Профсоюзы Красноярья"

Подписка на Солидарность с приложением Профсоюзы Красноярья

Twitter YouTube Instagram Facebook вКонтакте

Полный каталог профсоюзных сайтов России! (структура ФНПР)

Профсоюзные средства массовой информации в сети Интернет

Структуры профсоюзного образования в сети Интернет

Зарубежные профсоюзные сайты на русском языке (международные объединения профсоюзов и другие профсоюзные организации и структуры разных стран)

www.fnpr.ru

Газета Солидарность

"Всероссийская политическая партия Союз Труда"

Академия труда и социальных отношений


Восточно-Сибирский региональный учебный центр профсоюзов

 
В представлении профсоюзов края работа должна быть в радость и удовольствие, а работники должны быть уважаемыми гражданами в обществе и на рабочем месте.

N46-2003

Железнодорожные мастерские. ВЧЕРА И СЕГОДНЯ


НАЧАЛО
6 декабря 1896 года красноярцы впервые увидели паровоз. Черная, дымящая, пахнущая маслом и железом машина торжественно въехала в город. В Красноярск прибыл первый поезд. Это событие положило начало новой, железнодорожной эры в Красноярске. “Роль Красноярска как центрального пункта всего Великого Сибирского пути представляется нам чрезвычайно отрадной”, — восторженно писали газеты.

Красноярск становился железнодорожной столицей. Центр города постепенно перемещался к железнодорожному полотну. Появился вокзал, депо. В июне 1898 — главные железнодорожные мастерские. Через семь лет о них узнает вся Россия.

Главные красноярские железнодорожные мастерские сейчас называются электровагоноремонтным заводом. Его профсоюзная организация появилась в 1905 году.

Дадим слово непосредственному участнику тех событий, токарю депо станции Красноярск, члену нашего первого совета рабочих и солдатских депутатов, одному из создателей Временного центрального бюро профсоюзов города Борису Шумяцкому.

ОГНЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
“Горсточка в две-три тысячи местных рабочих, по преимуществу железнодорожников, начиная со середины октября 1905 года, то есть непосредственно после “Великой Сибирской железнодорожной забастовки” 12-13 августа, руководимая большевистской организацией, во главе которой до конца октября стоял товарищ Урицкий (кличка “Кузьмич”), 16 октября захватила власть над станцией Красноярск и ее центральными для всей Сибирской железной дороги главными красноярскими железнодорожными мастерскими и, создав свой Совет рабочих и солдатских депутатов (последних солдатских от расположенного в то время в Красноярске железнодорожного батальона), к ужасу царских слуг и буржуа — начала захватывать в свои руки власть.

22 октября городские рабочие Красноярска выдержали в городском театре осаду “Союза русского народа”, руководимым крупнейшим местным буржуа — Афанасием Смирновым (в просторечии — “Афонька Смирнов”), и были выручены оттуда железнодорожным батальоном и железнодорожными рабочими”.

В ноябре — декабре 1905 года в Красноярске начали образовываться профессиональные союзы. Среди самых первых — союз железнодорожников. Его ядро — рабочие железнодорожных мастерских.

Железнодорожников вообще можно назвать передовым отрядом красноярского пролетариата.

“Красноярск является в Сибири центром скопления железнодорожных рабочих, — пишет Шумяцкий. — В одних его главных железнодорожных мастерских занято около 1800 рабочих разных профессий: слесарей, токарей, литейщиков, кузнецов, бандажников, столяров, маляров, обойщиков и пр. Кроме того, в депо станции Красноярск работает не менее 300 рабочих. Если к этому добавить участки службы пути и ремонта, тяги и др., а также и железнодорожных служащих, то общее количество железнодорожников будет достигать не менее трех тысяч человек”.

Железнодорожники составляли основу дружины народной охраны. И в составе красноярского Совета рабочих и солдатских депутатов 1905 года было много рабочих-железнодорожников. Среди них — и рабочий мастерских Алексей Гаврилович Рогов, будущий народный комиссар путей сообщения России.

28 декабря 1905 года в Красноярск вошли правительственные войска. Твердыней и оплотом первого Совета рабочих и солдатских депутатов стали красноярские железнодорожные мастерские. Там скрылись революционно-настроенные солдаты и рабочие. Они продержались неделю...

Через 12 лет железнодорожные мастерские вновь оказываются в центре событий. 27 марта 1917 года в Красноярске открылся профсоюзный съезд железнодорожников. На повестке дня стояли вопросы о 8-часовом рабочем дне и оплате труда, об уставе профсоюза, отношении к войне и временному правительству.

Съезд проходил бурно. Как говорит Шумяцкий, он расколол железнодорожников на “практическую часть, идущую за большевиками, и соглашательскую”. Резолюция съезда оказалась соглашательской. Буквально на следующий день после окончания съезда красноярские железнодорожные рабочие собрались на многотысячный (1500-2000) митинг в сборно-паровозный цех главных железнодорожных мастерских, и в ярких, страстных речах заклеймили закончившийся съезд, фальсифицирующий волю железнодорожных пролетариев Сибири. Митинг единодушно вынес по этому поводу следующее решение: “Съезд является не съездом членов профессионального союза железнодорожных рабочих и служащих, а состоял из случайных представителей неорганизованной части железнодорожных рабочих и служащих дороги и поэтому не может выявлять волю революционного пролетариата дороги”.

“КАРЛУША”
Работники железнодорожных мастерских не только делали революцию и создавали профсоюз, но и пестовали красноярскую культуру.

22 ноября 1900 года в помещении железнодорожного собрания открылся театр. Его первый спектакль — комедия Гоголя “Женитьба”. После 1917 года театр стал клубом железнодорожных мастерских имени Карла Либкнехта. Горожане ласково звали его “Карлушей”. “Карлуша” был “крестным отцом” многих известных красноярских артистов и творческих коллективов. Здесь ставились драматические, музыкальные и балетные спектакли, играли оркестры, пели хоры... Здесь работала знаменитая “живая газета”, в театрализованной форме передающая важные известия. Проходили состязания борцов: красная маска — новая жизнь — неизменно побеждала черную — разруху, пьянство, спекуляцию...

Потом красную и черную маски сменила “Синяя блуза” — популярное в 20-е годы культурно-массовое движение. А в 1937-8 годах под крышей клуба работал первый красноярский ТЮЗ. “Карлуша” прожил долгую и славную жизнь. Его снесли в октябре 1984-го при перепланировке и реконструкции территории ЭВРЗ.

НОВОЕ ВРЕМЯ
Электровагоноремонтным завод стал в 1971-м, до того же 39 лет он назывался паровозоремонтным.

На ЭВРЗ бережно хранят традиции. 73-й год выходит многотиражная газета “Заводской гудок”. День её рождения — 3 марта 1930 года. Тогда газета носила имя “Самокритика”. Тридцать лет на заводе действует музей...

Об истории всегда приятно поговорить, и всегда есть, что сказать. К счастью, у электровагоноремонтного завода есть не только славное прошлое, но и внушающее надежды на будущее настоящее.

Так как мы все-таки профсоюзная газета, то об этом настоящем и будущем разузнавали прежде всего в заводском профкоме.

Председателем профсоюзного комитета ЭВРЗ четвертый год работает Анатолий Михайлович

Щербанюк. Срок не слишком большой, но на заводе Анатолий Михайлович отнюдь не новичок. Уже 35 лет ходит через заводскую проходную, был мастером, заместителем начальника цеха, начальником отдела кадров... Сегодняшнюю свою работу считает немного ...рутинной и слегка... психотерапевтической. И то — на дворе не 1905 год и не 1917-й (к слову сказать, большой почитатель исторической литературы Анатолий Михайлович не слишком жалует революционный период). На дворе — эпоха бархатных компромиссов. Да и ЭВРЗ принадлежит к числу наиболее стабильных красноярских предприятий.

— Да, были и у нас тяжелые времена, — говорят на заводе, — но, однако ж, не настолько тяжелые, как у других.

На ЭВРЗ есть целый ряд льгот, заставляющих облизываться работников других красноярских заводов. Перво-наперво, конечно, это бесплатный проезд по железной дороге. Потом небольшая пенсия, которую завод выплачивает своим ветеранам, кредитный фонд для членов профсоюза (“Его я подсмотрел у КрАЗа, — признается председатель профкома. — У нас, правда, суммы поскромнее, но, тем не менее, внутризаводской кредит — хорошая подмога”).

Коллективный договор обновляется каждый год. Кроме него, на ЭВРЗ действует отраслевое тарифное соглашение министерства путей сообщения и ЦК Дорпрофсожа. В нем определены социально-экономические и правовые гарантии железнодорожников в условиях проведения структурной реформы отрасли. Отраслевым тарифным соглашением регламентируются, в частности, условия и размеры индексации заработной платы работников железнодорожного транспорта, размеры вознаграждения за выслугу лет, предоставление льгот, отраслевое пенсионное обеспечение...

На ЭВРЗ порядка 3,5 тысяч работающих, и около 97 % из них — члены профсоюза. Профком состоит из представителей профсоюзных организаций 14 цехов и заводоуправления. Одна из главных проблем, находящихся в поле зрения профкома — охрана труда. Вопрос подготовки заводского хозяйства к работе в зимних условиях тоже к ней относится. Постановление об этой подготовке — совместное профсоюзного комитета и администрации завода.

Директор ЭВРЗ Владимир Дмитриевич Сухих — нередкий гость на заседаниях профкома. Кстати, недавно В. Д. Сухих признан лучшим менеджером России 2003 года. За выдающийся вклад и достижения, способствующие процветанию страны, ему вручили высшую общественную награду России “Почетный знак Петра Великого”.

В советские времена коллектив завода награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Изображение этого ордена — на эмблеме завода. Эта эмблема висела над сценой актового зала заводоуправления 28 ноября, когда там проходил устроенный профсоюзным комитетом праздник День матери.

Была торжественная часть, замечательный концерт детской художественной самодеятельности, искренние слова. На празднике чествовали многодетные семьи заводчан, поздравляли мам, дарили подарки родителям и детям, отмечали победителей конкурса детского рисунка, также организованного профкомом.

Счастливые дети, довольные старики — вот настоящее процветание России.

Ветераны на заводе тоже не забыты. Каждый понедельник в профкоме проходит планерка, на которой присутствует Валентина Михайловна Кравцова — учитель истории с 30-летним стажем, а ныне директор заводского музея, редактор газеты “Заводской гудок” и ответственный по работе с ветеранами. Опыт работы Валентины Михайловны рассматривался даже в Москве. Мы надеемся “заманить” уважаемую Валентину Михайловну в гости к “Профсоюзам Красноярья” и выспросить у нее про этот опыт поподробнее...

Р.S. В статье использованы материалы Государственного архива Красноярского края.

Александра Ненина
Корреспондент
05.02.2004 - 22:00
1825



Версия для печати Версия для печати

Наверх

© Красноярское краевое объединение организаций профсоюзов
''Федерация профсоюзов Красноярского края'', 2003-2019
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Рейтинг@Mail.ru