Федерация профсоюзов Красноярского края

Опровержение
О ФПКК
Новости
Для работников
Социальное партнерство
Для профактивистов
Профсоюзные акции
Официальные документы
"Профсоюзы Красноярья"
   2003-й год
   2004-й год
   2005-й год
   2006-й год
   2007-й год
   2008-й год
   2009-й год
   2010-й год
   2011-й год
   2012-й год
     N02-2012
     N03-2012
     N04-2012
     N05-2012
     N06-2012
     N08-2012
     N09-2012
     N11-2012
     N14-2012
     N15-2012
     N16-2012
     N18-2012
     N19-2012
     N20-2012
     N21-2012
     N23-2012
     N26-2012
     N27-2012
     N28-2012
     N29-2012
     N31-2012
     N35-2012
     N36-2012
     N37-2012
     N44-2012
     N46-2012
     N48-2012
   2013-й год
   2014-й год
   2015-й год
   2016-й год
   2017-й год
   2018-й год
   2019-й год
   2020-й год
   2021-й год
Ваш вопрос - наш ответ
Молодежный совет ФПКК
АгитPRоф

ФПКК-ТВ
Профбиблиотека
Профсоюз помог
О зарплате
Профсоюзные каталоги
Охрана труда
Правовая работа
Занятость населения
Отдых и оздоровление
Профсоюзы и спорт
В помощь информработникам
ФПКК в сети
ТОП-10 fpkk.ru


Самые популярные, интересные, полезные разделы и материалы сайта! Хотите знать почему? Смотрите сами!!!


 Новое на сайте:

Совет ФПКК № 13 от 22.04.2021

Социальное партнерство в Ужурском районе. Доклад заместителя главы района Виктории Богдановой

Красноярский Первомай-2021: готовность номер один

Лекарство от бездействия


На сайте размещено
материалов: 2754


"В помощь информационным работникам профсоюзов"

"Профсоюзы Красноярья"

Подписка на Солидарность с приложением Профсоюзы Красноярья

Первое профсоюзное интернет-тв

Twitter YouTube Instagram Facebook вКонтакте

Полный каталог профсоюзных сайтов России! (структура ФНПР)

Профсоюзные средства массовой информации в сети Интернет

Структуры профсоюзного образования в сети Интернет

Зарубежные профсоюзные сайты на русском языке (международные объединения профсоюзов и другие профсоюзные организации и структуры разных стран)

www.fnpr.ru

Газета Солидарность

Академия труда и социальных отношений


Восточно-Сибирский региональный учебный центр профсоюзов

 
В представлении профсоюзов края работа должна быть в радость и удовольствие, а работники должны быть уважаемыми гражданами в обществе и на рабочем месте.

N11-2012

Профсоюзы и НСОТ. Роль профсоюзов во внедрении новой системы оплаты труда в бюджетной сфере Красноярского края (на примере работников культуры) (Продолжение)

В №9 "Профсоюзов Красноярья" речь шла, главным образом, о положительных моментах введения НСОТ в учреждения культуры края. Сегодня мы рассмотрим другую сторону медали, сосредоточимся на проблемах, возникших при подготовке по введению и реализации НСОТ.


Начало в №9 ПК

Итак, первая проблема. Длительное время отсутствовали нормативные правовые акты, обязательные для реализации НСОТ. Не установлены Правительством РФ базовые ставки по персональным квалификационным группам, которые бы позволили определить единые подходы в определении размеров гарантированной части заработной платы в отрасли.

В настоящее время минимальные размеры окладов работников краевых и муниципальных учреждений ниже, чем размеры минимальных окладов работников федеральных учреждений в 1,5-2 раза.

Указанное обстоятельство связано в первую очередь с различным финансированием федеральных, краевых и муниципальных учреждений (на федеральном уровне ФОТ повышается на 30%, а на краевом и муниципальном уровнях - на 20%). Выплата, устанавливаемая за опыт работы на федеральном уровне, производится с учетом стажа работы в отраслевом учреждении. На региональном уровне стаж работы не учитывается.

Вторая проблема. Ряд учреждений, в ходе эксперимента перешедшие на НСОТ, вплоть до 30 августа 2011 года не имели возможности воспользоваться Единым квалификационным справочником по должностям руководителей, специалистов и служащих в сфере культуры и искусства, с учетом которого должны устанавливаться размеры окладов, не смотря на то, что он был принят приказом Минздравсоцразвития РФ №251н от 30 марта 2011 года.

Данное обстоятельство связано с тем, что до 30 августа он не был официально опубликован. Кроме того, у ряда должностей и профессий работников, отнесенных к персональным квалификационным группам, утвержденным приказами Минздравсоцразвития РФ, размеры окладов стали ниже размеров тарифных ставок (например, главный библиотекарь, главный библиограф, методист, художник-реставратор и др.).

Третья проблема. Законодателем установлено, что размер заработной платы работников при новой системе оплаты труда не может быть ниже, чем при тарифной системе. Но в тоже время, субъектам рекомендовано руководствоваться нормативными правовыми актами, разработанными на федеральном уровне, в связи с чем установление повышающих коэффициентов к окладам работников не носит обязательного характера. К сожалению, в Красноярске и Красноярском крае повышающие коэффициенты не установлены.

Вышеуказанные факторы привели к снижению окладов у части работников, и последние ощущают определенную ущемленность. Ранее, добросовестно выполняя работу, работник знал о том, какой размер заработной платы он получит. После перехода на новую систему оплаты труда, не выполняя определенных условий, установленных работодателем, например, не увеличивая количественные показатели работы (при этом качество работы высокое), рассчитывать на более высокий уровень заработной платы работник не всегда может. Это одна из причин для необходимости установления соотношения доли базовой части заработной платы не менее 60%, доли выплат стимулирующего характера не менее 40%.

Четвертая проблема. Непонимание работниками учреждений культуры механизма установления окладов и стимулирующих выплат.

Так, в сентябре 2010 года Красноярской краевой организацией Российского профессионального союза работников культуры проводилось анкетирование работников учреждений, перешедших на НСОТ. Из 119 респондентов разных категорий с различным стажем работы оклад уменьшился у 17% респондентов; увеличился у 37% респондентов; увеличился незначительно у 34% респондентов; остался без изменений у 12% респондентов.

Несмотря на то, что заработная плата работников в целом не уменьшается, ряд респондентов отмечают снижение окладов и, соответственно, уменьшение заработной платы. У 20% респондентов заработная плата увеличилась от 100 до 500 рублей; у 16% — от 500 до 1000 рублей; у 25% — от 1000 до 2000 рублей; у 13% зарплата увеличилась больше, чем 2000 рублей. У 7% респондентов заработная плата снизилась; а у 19% — не изменилась.

В ноябре-декабре 2011 года было проведено анкетирование части учреждений культуры, перешедших на НСОТ с 1 сентября 2011 года.

Например, в одном из краевых учреждений установлено, что из 29 респондентов оклад увеличился у 86%, остальные затруднились ответить.

В целом отношение к НСОТ:

— положительное - 28%;

— отрицательное - 3%;

— затруднились ответить - 69%.

Пятая проблема. Организация эксперимента по НСОТ.

Участие в эксперименте по переходу на НСОТ в 2010 году ограничивалось только бюджетными учреждениями "нового" типа. Казенные учреждения и бюджетные учреждения "старого" типа участвовать в эксперименте не имели возможности. Например, "Красноярский хореографический колледж" - единственное краевое казенное учреждение, которое не имело возможности участвовать в эксперименте.

Кроме того, несвоевременность уведомления учреждений о начале проведения конкурсного отбора приводила к тому, что документы учреждениями предоставлялись за неделю до окончания конкурса.

А поскольку для участия в проводимом эксперименте одним из обязательных условий является согласование с профсоюзом представляемых документов, многие учреждения не смогли реализовать свое право по участию в эксперименте в полной мере. На согласование представлялись документы, на основание которых можно сделать вывод, что руководители, принимая решение на участие в эксперименте, акцентировали свое внимание исключительно на увеличении ФОТ на 20%. Смешиваются понятия тарифной и новой системы оплаты труда, отсюда "некачественные" проекты локальных нормативных актов, коллективных договоров. Кроме того, несоблюдение норм трудового законодательства, а именно не направление работникам соответствующих уведомлений в двухмесячный срок.

В ряде территорий специалисты (юристы, экономисты) устранились от оказания квалифицированной помощи в составлении проектов локальных актов, в связи с чем все необходимые коррективы, либо составление новых локальных нормативных актов, "ложилось на плечи" руководителей учреждений и Красноярской краевой организации профсоюза работников культуры.

Несвоевременная подготовка и принятие муниципальных правовых актов, регламентирующих новую систему оплаты труда работников муниципальных учреждений (например, г. Шарыпово, г. Сосновоборск) усложнила переход на НСОТ, локальные нормативные акты принимались без необходимых оснований.

***

Учитывая обозначенные проблемы, следует отметить, что роль профсоюзов в их решении и преодолении многозначна.

Целесообразно акцентировать внимание при переходе на новую систему оплаты труда на следующем:

— необходимо внести изменения в трудовые договоры (заключать дополнительные соглашения) с работниками учреждений и привести их в соответствие новым условиям оплаты труда, а также четко определить трудовые функции работников согласно действующему трудовому законодательству;

— проработать критерии и показатели эффективности труда работников учреждений с целью их уточнения, дополнения и конкретизации. При установлении показателей эффективности необходимо учитывать специфику учреждений соответствующих видов деятельности;

— при переходе на НСОТ следует исключить случаи установления заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат) меньших размеров, чем она была установлена на основе тарифной сетки, при сохранении (а не увеличении) того же объема должностных обязанностей;

— руководителям учреждений и первичным профсоюзным организациям более детально относиться к разработке локальных нормативных актов, учитывать специфику работы учреждения;

— использовать демократические процедуры (создание комиссий, рабочих групп) при установлении стимулирующих выплат с целью исключения конфликтных ситуаций;

— более широко освещать ход проводимой реформы в средствах массовой информации.

Федерация профсоюзов Красноярского края и Законодательное собрание Красноярского края в 2009 году подписали соглашение о взаимодействии, предоставляющее ФПКК возможность получать актуальную информацию от профильных комитетов парламента и участвовать в проектировании законов.

Профсоюзы, в частности, Красноярская краевая организация Российского профессионального союза работников культуры оказывает практическую помощь при разработке и согласовании нормативных правовых актов, локальных правовых актов учреждений, проводит мониторинг по оплате труда в учреждениях; выходит с конструктивными предложениями к органам исполнительной и законодательной власти по внесению изменений в нормативные правовые акты.

…Но все же, думается, действовать надо более целенаправленно, используя все возможные в данной ситуации механизмы, в частности, усилить инициативу в области законодательства; необходимо укреплять и межсоюзные связи, более внимания уделять профсоюзному обучению и профсоюзной солидарности - чтобы наш голос был не только громок, но и авторитетен. И чтобы переход на новую систему оплаты труда был одинаково эффективен как для развития бюджетных отраслей, так и для повышения благосостояния их работников.

Лилия РОМАНОВА, юрист красноярской краевой организации профсоюза работников культуры



22.03.2012 - 17:35
1254



Версия для печати Версия для печати

Наверх

© Красноярское краевое объединение организаций профсоюзов
''Федерация профсоюзов Красноярского края'', 2003-2020
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Рейтинг@Mail.ru